Приказ МЧС РФ от 28 декабря 2004 г. N 621
"Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации"
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 35, ст. 3582) приказываю:
Министр С.К. Шойгу
Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 апреля 2005 г.
Регистрационный N 6514
Приложение
к приказу МЧС РФ
от 28 декабря 2004 г. N 621
Внутренние морские воды Российской Федерации (далее - внутренние морские воды) - воды расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ)*(7).
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (п. 2 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794).
Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле (ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Ликвидация ЧС - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов (ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Нефть - означает в любом виде, в том числе сырую нефть, топливную нефть, нефтяной отстой, нефтяные отходы и очищенные нефтепродукты (Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря (Хельсинки, 22 марта 1974 года), ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР 5 октября 1978 года N 8207-IX).
Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов (ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Предупреждение ЧС - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения (ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Природная среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов (ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Территории - все земельное, водное, воздушное пространство в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (преамбула Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (ст. 67 Конституции Российской Федерации).
Чрезвычайная ситуация (далее - ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
обоснование уровня возможной ЧС(Н) и последствий ее возникновения;
установление основных принципов организации мероприятий по предупреждению и ЛЧС(Н) на соответствующем уровне для определения достаточности планируемых мер с учетом состояния возможных источников ЧС(Н), а также географических, навигационно-гидрографических, гидрометеорологических особенностей районов возможного разлива нефти и нефтепродуктов;
осуществление наблюдения и контроля за социально-экономическими последствиями ЧС(Н), мониторинга окружающей среды и обстановки на опасных производственных объектах и прилегающих к ним территориях;
определение порядка взаимодействия привлекаемых организаций, органов управления, сил и средств в условиях чрезвычайной ситуации, организация мероприятий по обеспечению взаимного обмена информацией;
обоснование достаточного количества и состава собственных сил и средств организации для ликвидации ЧС(Н), состоящих из подразделений спасателей, оснащенных специальными техническими средствами, оборудованием, снаряжением и материалами, аттестованных в установленном порядке (далее АСФ(Н)), и/или необходимости привлечения в соответствии с законодательством АСФ(Н) других организаций, с учетом их дислокации;
установление порядка обеспечения и контроля готовности к действиям органов управления сил и средств, предусматривающего планирование учений и тренировок, мероприятий по обеспечению профессиональной подготовки персонала и повышения его квалификации, создание финансовых и материальных ресурсов, а также поддержание в соответствующей степени готовности АСФ(Н);
составление ситуационного графика (календарного плана) проведения оперативных мероприятий по ЛЧС(Н);
осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС(Н) и повышение устойчивости функционирования органов управления при возникновении чрезвычайной ситуации, а также экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС(Н);
планирование мероприятий по ликвидации последствий ЧС(Н).
При разливах нефти и нефтепродуктов, не подпадающих под классификацию ЧС(Н), в организациях должен разрабатываться внутренний регламент с учетом требований приказа МПР России от 03.03.2003 N 156 и положений международных конвенций, двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашений в данной области, стороной которых является Российская Федерация.
Региональные (Бассейновые) Планы функциональной подсистемы РСЧС Минтранса России разрабатывают подведомственные организации Минтранса России по согласованию с соответствующими региональными подразделениями Минтранса России, специализированными морскими инспекциями МПР России, региональными центрами, КЧС субъектов Российской Федерации и утверждаются Минтрансом России и МЧС России.
Планы территориальных подсистем РСЧС согласовываются с региональными центрами, соответствующими федеральными органами исполнительной власти и утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и МЧС России.
______________________________
*(1) - Собрание законодательства Российской Федерации: 1994, N 35, ст. 3648; 2002, N 44, ст. 4294
*(2) - Собрание законодательства Российской Федерации: 1997, N 30, ст. 3588; 2000, N 33, ст. 3348; 2003, N 2, ст. 67
*(3) - Собрание законодательства Российской Федерации 2004, N 35, ст. 3607
*(4) - Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121
*(5) - Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 35, ст. 3582
*(6) - Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 16, ст. 1569
*(7) - Собрание законодательства Российской Федерации: 1998, N 31, Вт#. 3833; 2003, N 17, Вт#. 1556; N 27, Вт#. 2700; N 46 ч. 1, ст. 4444
*(8) - План экологической рекультивации земель и реабилитации территорий, подвергшихся загрязнению, разрабатывается дополнительно в соответствии с требованиями, установленным Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
*(9) - Организации, имеющие однотипные опасные производственные объекты, могут по согласованию с МЧС России разрабатывать типовые Планы организаций для этих объектов. При этом особенности функционирования конкретного опасного производственного объекта учитываются в приложении к типовому Плану организации, которое согласовывается и утверждается в порядке, устанавливаемым настоящими Правилами.
*(10) МЧС России дает согласие на утверждение соответствующих Планов решением КЧС субъекта Российской Федерации на основании рассмотрения документов (представляются КЧС по согласованию с региональным центром), подтверждающих локализацию и ликвидацию возможных ЧС(Н) в границах опасных производственных объектов организаций.
Приложение N 1
к Правилам разработки и согласования
Планов по предупреждению и ликвидации аварийных
разливов нефти и нефтепродуктов
на территории Российской Федерации
1.1.1. Цель и задачи
1.1.2. Руководящие документы
2.1.1. Зона действия Плана, готовность организации к действиям по локализации и ликвидации последствий ЧС(Н)
2.1.2. Основные операции, производимые с нефтью и нефтепродуктами
2.1.3. Географические и навигационно-гидрологические характеристики территории
2.1.4. Гидрометеорологические и экологические особенности района
3.1.1. Возможные источники ЧС(Н)
3.1.2. Прогнозирование объемов и площадей разливов нефти и нефтепродуктов
3.1.3. Границы зон ЧС(Н) с учетом результатов оценки риска разливов нефти и нефтепродуктов
3.1.4. Ситуационные модели наиболее опасных ЧС(Н) и их социально-экономических последствий для персонала, населения и окружающей среды прилегающей территории
3.1.5 Определение достаточного состава сил и средств ЛЧС(Н), а также подразделений пожарной охраны, на случай возгорания нефти и нефтепродуктов, с учетом их дислокации
3.1.6. Мероприятия по предотвращению ЧС(Н)
4.1.1. Уровни реагирования
4.1.2. Состав сил и средств, их дислокация и организация доставки в зону ЧС(Н)
4.1.3. Зоны ответственности АСФ(Н) и подразделений пожарной охраны
4.1.4. Мероприятия по поддержанию в готовности органов управления, сил и средств к действиям в условиях ЧС(Н)
5.1.1. Общие принципы управления и структура органов управления
5.1.2. Состав и функциональные обязанности членов КЧС и ее рабочих органов
5.1.3. Вышестоящий координирующий орган и организация взаимодействия с ним
5.1.4. Состав и организация взаимодействия привлекаемых сил и средств
5.1.5. Система связи и оповещения и порядок ее функционирования
5.1.6. Организация передачи управления при изменении категории ЧС(Н)
2.1.1. Оповещение о чрезвычайной ситуации
2.1.2. Первоочередные мероприятия по обеспечению безопасности персонала и населения, оказание медицинской помощи
2.1.3. Мониторинг обстановки и окружающей среды
2.1.4. Организация локализации разливов нефти и нефтепродуктов
2.2.1. Алгоритм (последовательность) проведения операций по ЛЧС(Н)
2.2.2. Тактика реагирования на разливы нефти и мероприятия по обеспечению жизнедеятельности людей, спасению материальных ценностей
2.2.3. Защита районов повышенной опасности, особо охраняемых природных территорий и объектов
2.2.4. Технологии ЛЧС(Н)
2.2.5. Организация материально-технического, инженерного, финансового и других видов обеспечения операций по ЛЧС(Н)
2.2.6. Материалы предварительного планирования боевых действий по тушению возможных пожаров (оперативное планирование тушения пожара)
2.2.7. Меры безопасности при проведении работ по ЛЧС(Н)
2.2.8. Организация мониторинга обстановки и окружающей среды, порядок уточнения обстановки в зоне ЧС(Н)
2.2.9 Документирование и порядок учета затрат на ЛЧС(Н)
3.1.1. Материально-техническое обеспечение
3.1.2. Технологии и способы сбора разлитой нефти и порядок их применения
3.1.3. Организация временного хранения собранной нефти и отходов, технологии и способы их утилизации
3.1.4. Технологии и способы реабилитации загрязненных территорий
3.2.1. Порядок обеспечения доступа в зону ЧС(Н)
3.2.2. Типовой ситуационный календарный план проведения работ по восстановлению работоспособности поврежденных элементов
3.2.3. Организация приведения в готовность к использованию специальных технических средств и пополнение запасов финансовых и материальных ресурсов.
Введение Планов в действие должно осуществляться в следующие сроки:
Планы организаций:
- объектового и местного уровней - четыре месяца,
- территориального уровня - шесть месяцев,
- регионального уровня - девять месяцев,
- федерального (трансграничного) уровня - двенадцать месяцев.
Планы органов местного самоуправления - шесть месяцев;
Планы территориальных подсистем РСЧС - девять месяцев;
Планы регионов - двенадцать месяцев;
Планы функциональных подсистем РСЧС - двенадцать месяцев;
Планы звеньев функциональных подсистем РСЧС территориальные - шесть месяцев, региональные - двенадцать месяцев.
организаций для объектового и местного уровня - три года, территориального уровня - четыре года, регионального и федерального уровней - пять лет;
территориальных и функциональных подсистем РСЧС - пять лет;
звеньев функциональных подсистем РСЧС территориальных - четыре года, региональных - пять лет.
По истечении указанных сроков Планы подлежат корректировке (переработке). Кроме того, Планы подлежат корректировке (переработке) досрочно по решению одного из органов его утвердившего или при принятии соответствующих нормативных правовых актов.
В этом случае, корректировка (переработка), а также согласование и утверждение Планов ЛРН не должны превышать сроков, определенных в п. 2 настоящего раздела, с момента официальной регистрации измененных исходных данных.
Контроль за ходом выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС(Н), определенных в Планах, осуществляется соответствующими контролирующими и надзорными органами исполнительной власти в ходе плановых и внеплановых проверок, а также в процессе практических действий организаций при ликвидации ЧС(Н), проведении учений и тренировок (п. 8 "Основных требований...", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов").
"соответствует предъявляемым требованиям", если:
мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС(Н) спланированы и организованы;
в Планах и других руководящих документах отработаны вопросы организации взаимодействия, определен достаточный состав сил и средств ликвидации ЧС(Н);
соответствующие КЧС осуществляют контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных в планах;
ведется реестр загрязненных нефтью и нефтепродуктами территорий и водных объектов, а также имеется перечень опасных производственных объектов и организаций согласно отраслевой принадлежности;
обеспечиваются требования промышленной, экологической и пожарной безопасности при разведке месторождений, добыче нефти, переработке, транспортировке, а также при хранении нефти и нефтепродуктов;
не менее чем на 80% опасных производственных объектах разработаны в установленном порядке декларации безопасности и планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
укомплектованность и обеспеченность АСФ(Н) исправным снаряжением, оборудованием, спецтехникой и средствами ликвидации ЧС(Н) составляет не менее 80% от норм, предусмотренных планами;
"ограничено соответствует предъявляемым требованиям", если: не в полном объеме спланированы и организованы мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС(Н), ведению реестра загрязненных нефтью и нефтепродуктами территорий и водных объектов, а также составлению перечня опасных производственных объектов организаций;
в вопросах обеспечения требований промышленной, экологической и пожарной безопасности при осуществлении разведки месторождений, добычи нефти, переработки, транспортировки, а также хранении нефти и нефтепродуктов выявлены недостатки, которые могут привести к чрезвычайным ситуациям;
соответствующие КЧС не осуществляют постоянное руководство и контроль за планированием и организацией мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС(Н);
укомплектованность и обеспеченность АСФ(Н) исправным снаряжением, оборудованием, спецтехникой и средствами ЛЧС(Н) составляет не менее 60% от норм, предусмотренных планами;
не менее чем на 60% опасных производственных объектах разработаны в установленном порядке декларации безопасности и планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
"не соответствует предъявляемым требованиям", если не выполнены условия по предыдущей оценке.
аннотация, содержащая сведения об источнике ЧС(Н), развитии ЧС(Н), ее трансформации, принятии решения о начале, временном и окончательном прекращении операции по ликвидации ЧС(Н);
причины, обстоятельства и последствия ЧС(Н) для населения, окружающей среды и объектов экономики;
оценка действий органов управления и сил при ликвидации ЧС(Н), а также организации применения специальных технических средств;
затраты на ликвидацию ЧС(Н), возмещение ущерба окружающей среде и водным биологическим ресурсам;
уровень остаточного загрязнения и состояние технологического оборудования;
предложения по технологиям выполнения работ и оснащению АСФ(Н);
рекомендации по предотвращению возникновения подобных источников ЧС(Н), приемам и технологиям ЛЧС(Н), а также необходимость внесения изменений и дополнений в Планы и Календарные планы организаций.
зона действия Плана и схема расположения опасного производственного объекта (объектов) организаций с границами зон повышенного риска и районов приоритетной защиты;
свойства нефти и оценка риска возникновения ЧС(Н);
характеристики неблагоприятных последствий ЧС(Н) для населения, окружающей среды и объектов экономики, карты и сценарии ЧС(Н) различных уровней с учетом природно-климатических условий;
календарные планы оперативных мероприятий ЧС(Н) и документы, регламентирующие порядок реагирования на разливы нефти и нефтепродуктов, не попадающих под классификацию ЧС(Н) (для организаций);
расчет достаточности сил и средств с учетом их дислокации;
декларация промышленной безопасности (в случаях, предусмотренных российским законодательством);
заключение экспертной организации;
финансовые и материальные резервы;
документ об аттестации собственного АСФ(Н) организации или договор на обслуживание с АСФ(Н) других организаций, с учетом их дислокации;
лицензии, выданные федеральными органами исполнительной власти (для организаций);
перечень организаций, согласно их отраслевой принадлежности, разрабатывающих Планы соответствующего уровня (для территориальных и функциональных подсистем РСЧС).
алгоритмы (последовательность) принятия решений;
принципы взаимодействия со средствами массово# информации;
типовые формы приложений и отчетов;
рекомендуемые технологии сбора нефти и методика оценки ущерба;
схема организации мониторинга обстановки и окружающей среды, с указанием мест хранения собранной нефти и способов ее утилизации;
перечень целевых и научно-технических программ;
план обеспечения постоянной готовности АСФ(Н) к борьбе с ЧС(Н);
документирование, учет затрат и отчетность.
Приложение N 2
к Правилам разработки и согласования Планов
по предупреждению и ликвидации аварийных
разливов нефти и нефтепродуктов
на территории Российской Федерации